Культура
Просвещение и наука
Культура России XVIII в. развивалась под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономическом развитии страны.
Русская культура XVIII в. развивалась как культура светская.
Герои Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама мало походили на стрельцов и ополченцев XVII в. Они отличались на только новыми мундирами, но и выучкой и вооружением. Без людей знающих немыслимо было строить флот, находить руду, создавать заводы, каналы, управлять государством. Все это требовало развития светского гражданского просвещения.
В 1701 г. в Москве открыта Навигацкая школа, ас 1715 г. она стала приготовительным классом для созданной в Санкт-Петербурге Морской академии. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные (для детей духовенства), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). В первой четверти XVIII в. были созданы учебники "Арифметика" Л.Магницкого, руководство по механике Скорнякова-Писарева, издана книга мировоззрения Гюйгенса, пропагандировавшая учение Коперника. В 1702 г. началось издание первой газеты "Ведомости". В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться многочисленные типографии, книжные лавки. В 1719 г. а России был открыт первый музей — Кунсткамера.
Огромное значение для развития имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Был составлен "Атлас российской империи" Кириллова, проводились геологические разыскания. Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первое место среди них по праву занимает М.В.Ломоносов и его многие ученики: математик и астроном С.Я.Румовский, основоположник русской минералогической школы В.М.Севергин, натуралист и этнограф И.Н.Лепехин, философ Н.Н.Поповский и др. В первые десятилетия XVIII в. развитие науки было связано с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных наук. Во второй половине XVIII в. активно развивались общественные науки. Именно в это время В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, М.ВЛомоносов, И.Н.Болтин создают первые труды по истории российского государства.
Во второй половине XVIII в. продолжается развитие просвещения. Его центром был созданный в 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах — малые двухклассные училища. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовных семинариях и школах обучались дети духовенства. Дворянские дети обучались в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах, институте благородных девиц или получали домашнее образование. Во второй половине XVIII в. в России насчитывалось около 20 горных, медицинских, штурманских, межевых, коммерческих и других школ. Образование носило сословный характер.
Всего на рубеже XVIII-XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек. Это говорило об успехах просвещения, но оно все же не удовлетворяло потребностей страны в образованных людях.
Литература и искусство
Во второй половине XVIII в. возросла самостоятельная роль художественной литературой в первой четверти XVIII в. служила в основном средством правительственной деятельности. Главным содержанием культурного процесса середины и второй половины XVIII в. было становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти. Для русского классицизма как литературного направления был характерен пафос гражданственности, в нем были сильны просветительскге тенденции, резка обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов дворянства и монархии. В стиле классицизма творили А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, В.Н.Майков, М.М.Херасков. В живописи А.П.Лосенко — "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой", Г.И.Угрюмов — "Испытание силы Яна Усмаря". Для этих полотен характерны отвлеченный характер образов, условность колорита, подражание позам античных образов.
В архитектуре на смену барокко (Зимний дворец — В.В.Растрелли) пришел классицизм. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В.И.Баженов (Дом Пашкова), И.Е.Старов (Таврический дворец), М.Ф.Казаков (здание Сената в Кремле, Московского университета, дом князей Долгоруких — ныне Дом Союзов).
Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I Э.М.Фальконе.
Результатом обострения социальных противоречий в стране был кризис классицизма, начавшийся в 70-е г. XVIII в.
В конце XVIII в. начинает развиваться стиль сентиментализма, отмеченного эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина ("Бедная Лиза"). В архитектуре сентиментализм сказался в парковых ансамблях ("гроты уединения"), в живописи в чувствительных сюжетах, в пасторальной обрисовке природы.
В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявились две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистического образа. Это было характерно и для скульптуры. Обе тенденции проявились в творчестве художников Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского, скульптора Ф.И.Шубина.
В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г.Волковым.