Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял киевский великий князь.
Отдельными землями страны ведали родственники великого князя — удельные князья или его посадники. В управлении страной великому князю помогал особый совет — боярская дума, в которую входили младшие князья, представители племенной знати — бояре, дружинники.
Княжеская дружина занимала важное место в руководстве страной. Старшая дружина фактически совпадала по своему составу с боярской думой. Из старших дружинников обычно назначались княжеские наместники в наиболее крупные города. Младшие дружинники (отроки, гриди, детские) выполняли в мирное время обязанности мелких управителей и слуг, а в военное были воинами. Они обычно пользовались частью княжеских доходов, например, судебных пошлин. Князь делился с младшей дружиной собираемой данью и военной добычей. Старшая дружина имела иные источники дохода. На ранних этапах существования Древнерусского государства старшие дружинники получали от князя право на дань с определенной территории. С развитием феодальных отношений они становились собственниками земли, владельцами вотчин. Местные князья, старшие дружинники имели собственные дружины и боярские думы.
Военные силы Древнерусского государства состояли из отрядов профессиональных воинов — княжеских и боярских дружинников и народного ополчения, собиравшегося в особо важных случаях. Большую роль в войске играла конница, пригодная для борьбы с южными кочевниками и для дальних походов. Конницу составляли в основном воины-дружинники. Киевские князья располагали также значительным ладейным флотом и совершали дальние военные и торговые экспедиции.
Кроме князя и дружины, значительную роль в жизни Древнерусского государства играло вече. В некоторых городах, например, в Новгороде, оно действовало постоянно, в других — собиралось лишь в чрезвычайных случаях.
Сбор дани
Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. Попытки князей увеличивать дань вызывали сопротивление населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно увеличить размер дани, был убит восставшими древлянами.
После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, объехала некоторые части Руси и, по словам летописи, "уставила уставы и уроки", "оброки и дани", то есть установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: "становища и погосты". На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани — повоз — доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга). В некоторых случаях дань брали от дыма, то есть с каждого дома, имеющего очаг.
Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменивалась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, предметы роскоши. Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны с обеспечением для этой межгосударственной торговли наиболее благоприятных условий безопасности на торговых путях.
"Русская правда"
Первые сведения о существовавшей на Русисистеме права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не
знаем.
Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник — "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого — "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.
В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.
За уголовные преступления "Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.
Церковь
Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право, регулирующее долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви.
После принятия христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь считалась частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава — митрополит — назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Иларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем.
В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов — епархий. Во главе епархий находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков — десятину.
Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри создавались как добровольные сообщества людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был основанный в середине XI в. Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные иерархи — митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что "молитвами иноков (монахов) мир спасается".
Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние церкви на развитие культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.
Ясно то, что ты просишь ясно невозможно, ясно сказать, поведать в двух словах. Ясно, что то невероятно, ясно сказать, большая тема. Ясно, что ты не можешь понять ясно, как им удалось приписать ясно ещё ясно полторы тысячи лет. Они над этим потрудились на славу. Ясно, я бы сказал, они все поработали, ясно сказать, фантастически. То просто невероятная их, ясно попов, чудодейственная, ясно сказать, божественная, ясно ты в чудеса ихние не веришь. Ясно, что они сами не верят. Ясно, что то надо, ясно сказать, уметь. Ясно, что ты хотел узнать, как им удалось ясно одновременно в двух, ясно сказать, центрах, это не совсем правильно, они ясно, я бы сказал, ясно обожествили в начале Москву, ясно потом ясно вспомнили, что мир ясно у них тоже большой. Ясно они все, это не, ясно сказать, не переводится, как они решили ясно фантастически разделить мир. Они сами ясно то слушают и сами не могут то ясно осознать. Люди просят тебя больше того вопроса не касаться, это общая беда. Ясно они все сами были в своё время обмануты.
Над всеми македонцами произошло невероятное, они сами того желали, чтобы бывшие противники теперь больше не смели того вспомнить. То было невероятно, но были люди, которые не могли полностью доверять русским, они требовали всеми доступными средствами самой успешной проверки всех русских командиров. Они, всеми силами, пытались посеять недоверие между людьми и частично это им удавалось. Македонцы тогда сами больше не хотели слушать этих людей. Я приказал: «Кто будет распускать порочащие русских слухи, тот сам больше не Македонец!» Больше таких злостных обидных слухов не было, успех теперь зависел от общих людских интересов, то больше походило на кающегося грешника. Я больше к этому вопросу не возвращался. Фаланга успела пополниться, частично, новыми русскими бойцами, то я успешно приветствовал, больше того, я сам всеми силами готовил нам, фаланге, достойную успеха частичную замену. Я спрашивал у людей, что они сами желают? Люди это ценили всегда, я сам часто интересовался у людей всеми их интересующими вопросами, то было большим успехом всего нашего предприятия. Я не только сам спрашивал у людей, чем они не всегда довольны, но и заставлял командиров вникать в эти вопросы.
Успех был полный, то было не просто. Всеми имеющимися средствами македонцы старались загладить свою вину перед русскими, но это было необходимо, люди просто не больше того, противники теперь были вместе. Я часть фаланги частью конницы обошёл город и приказал: «В город никого не пропускать!» Сами люди больше всего мечтали об отдыхе и ничего не хотели слышать о продолжении похода. Все очень устали, я сам приказал часть фаланги вывести из города и главным образом поставить недалеко для успокоения и завоевания доверия бывших злейших врагов. Сами македонцы условились, если произойдёт конфликт, то быть всем при оружии. Они полагали, что эта мера поможет всем нам успеть захватить опять город, но они не понимали, что такое недоверие могли иначе, то, что больше всего хотели люди, всеми силами приближали македонцы. Желаемое теперь зависело от русских, кто только посеет предательство, теперь то больше походило на игры маленьких детей. Я сам, всеми силами, того не хотел и призывал от центральных главных ворот, то было необходимо для общего людей к большему доверию. Македонцы эти уроки усвоили и более того, хотели всеми силами установить добрые отношения с русскими. Сами русские, всеми силами хотели того же, и сами всегда пробовали это осуществить, только так можно было наладить добрые отношения. Македонцы сами не упускали ни одного случая, чтобы не продемонстрировать русским свои добрые намерения. Это шло всем на пользу. Я установил общее командование, оно должно было осуществлять руководство над объединёнными силами сторон. Я очень надеялся, что такие меры укрепят доверие между людьми. Только этого хотело большинство людей. Проходило время и доверие укреплялось, более того, оно зашло столь далеко, что бывшие противники теперь постоянно были вместе. Македонцы и я говорили: «Надо создать центральный общий штаб главного командования!» И все мы с этим соглашались, более того, мы сами теперь просили людей не разделять то хорошее, что появилось у бывших врагов. Я людям говорил: «Будьте сами справедливее и тогда всем я обещаю большое доверие!» Люди это понимали, они всеми силами старались успокоить бывших противников.
Я смотрел на этот город, обнесённый каменной стеной и понимал, что взять его будет очень сложно, более того, нам предстояло обучить людей штурму стен, то была не простая задача. Все македонцы успели немного отдохнуть, но штурм города был более трудной задачей, чем битва в открытом поле. Я успел подлечить раны и взял переговоры в свои руки. Все силы мы сумели сосредоточить у самых городских стен и противник был вынужден часть людей держать на стенах, опасаясь внезапного штурма, то было выгодно македонцам. Люди не могли сами пробить стены и должны были брать их приступом, но не было опыта взятия городов. Я сам осмотрел довольно высокие стены и пришёл к выводу, что взять город невозможно. Все люди с этим согласились, город был неприступен и я пустил слух, что мы уходим. Успех зависел от всех македонцев, они должны были имитировать отход наших сил от города, а тем временем конница должна была ворваться в открытые ворота и перебить стражу. Македонцы успешно имитировали отход от города, а сами фалангой устремились к самым стенам, и не дали русским затворить ворота. Македонская конница ворвалась на плечах противника в открытые ворота и перебила всю стражу. Македонцам оставалось зайти в открытые ворота, что и было сделано. Я приказал относиться к пленным жалеючи. Части фаланги вошли в город, теперь было необходимо нейтрализовать большой гарнизон, который я приказал не трогать, во избежание кровопролития. Люди отнеслись к этому приказу ответственно и город был взят приступом, но без кровопролития. Я тот час все силы хотел повернуть на гарнизон, но этого не потребовалось, он сам сдался. Успех был полный, все люди всеми силами желали отдыха. Македонцы очень устали и отдых был необходим, сам я с всеми силами души желал только отдыха и македонцы встали в городе на постой. Успех был полный, то было не просто.
Форма входа
Друзья сайта
Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов